Консервируем опрыскиватель на зиму: рекомендации и советы

Перефразируя известную пословицу «Готовь сани летом, а опрыскиватель осенью», поговорим о мероприятиях по подготовке опрыскивателя к зимнему хранению. Своевременная и качественная подготовка опрыскивателя к зиме и следующему сезону позволит избежать затрат на дополнительный ремонт и сразу приступить к полевым работам весной. Наверняка в каждом хозяйстве есть инструкция по эксплуатации опрыскивателя, в которой изложены подробные рекомендации по консервации опрыскивателя. Поэтому мы выделим основные пункты.

Что делать перед консервацией?
        Прежде чем что-либо делать, обойдите опрыскиватель и обратите внимание на явные признаки утечки жидкостей. После мытья эти признаки с поверхности исчезают, и хронические утечки могут остаться незамеченными. Поэтому тщательно осматриваем все механизмы, проверяя, нет ли пережатых шлангов, обрывов и повреждений корпусов держателей форсунок распылителей.
Обязательно проверяем качество масла, которое должно находиться в бачке долива масла, размещенного сверху насоса: в нем не должно быть посторонних жидкостей, примесей и мусора.
         Теперь можно очистить и промыть бак опрыскивателя и вымыть внешнюю поверхность опрыскивателя. После осушения корпусов фильтров осматриваем и очищаем фильтры, еще раз осматриваем все шланги опрыскивателя, нет ли на них деформаций или повреждений, при этом выявленные недостатки устраняются на месте.

Губит людей не пиво…
         Все эти работы необходимо провести до наступления отрицательных температур, нельзя оставлять в системе воду, т.к. замерзая она расширяется на 10%. Это очень большая опасность для опрыскивателя, особенно для литых деталей из металла и жесткого пластика, которые не могут расширяться. И именно эти детали имеют самую высокую стоимость в системе циркуляции жидкости.
При сливе не забудьте также о баке чистой воды и баке для мытья рук. Оставьте насос до тех пор включенным, пока жидкость не перестанет распыляться из форсунок. Однако конструктивно в опрыскивателях остается всегда от 30 до 50 л воды (а на поле рабочего раствора) — даже если при опрыскивании из форсунок ничего не распыляется и не капает. Всегда старайтесь максимально избавиться от жидкости.

Способы хранения:
       В целом есть два способа хранения и консервации опрыскивателей. В первом случае, при нахождении опрыскивателя зимой в холодном помещении, необходимо снять следующие элементы: насос, регулятор распределения жидкости, манометр, все фильтры — и убрать их в теплое помещение. При хранении опрыскивателя в теплом помещении демонтаж элементов опрыскивателя не производится: они остаются на опрыскивателе, но при этом в систему на время хранения заливается антифриз без содержания алкоголя.
Все электронные блоки систем навигации или бортовых компьютеров в любом случае зимой нужно хранить в сухом теплом помещении.
Исходя из практического применения установлено, что наилучшим образом проявляет себя антифриз для автомобилей. Позитивный побочный эффект: вещество сохраняет и ухаживает за деталями из мягкой резины. Для прицепного опрыскивателя необходимо около 100 л антифриза. В зависимости
от региона и способа хранения этого достаточно для температур до –20 °C.
       Теперь включите насос и поочередно переключайте все функции опрыскивателя. Из форсунок должен начать распылятся антифриз из каждой форсунки, если установлен многопозиционный держатель переключите вручную или автоматические все форсунки поочередно. Не помешает сначала продуть систему сжатым воздухом, тогда не придется ждать, пока чистая вода постепенно изменит цвет по мере поступления антифриза.
Сам опрыскиватель также нужно будет помыть, для этого можно использовать автошампунь и мойку высокого давления (типа – керхер).
Если агрегат будет долго стоять на одном месте, то для сохранения покрышек колес рекомендуется их поддомкратить.

  1. Слить жидкость из опрыскивателя, остатки развести водой и внести на поле через распылители. Промывка должна проводиться в поле или под открытым небом, не допуская, чтобы загрязненная вода попадала в водоемы или канализацию.
  2. Осмотрите все шланги по всей длине. Ищите перегибы, потертости, небольшие утечки, ослабленные или дефектные зажимы, клапаны, корпуса форсунок, отсекатели и распылители. Затяните то, что ослаблено, замените то, что изношено.
  3. Провести очистку опрыскивателя снаружи и внутри (не забудьте надеть защитную одежду и ни в коем случае не залазайте в бак!!!!)
  4. При необходимости снять насос, у мембранного насоса проконтролировать мембраны и ход каждого поршня – люфт на 1 мм – это потеря 5% от производительности насоса!
  5. Опрыскиватель осушить, проветрить или залить антифриз.
  6. Штанги, приводной вал и шарниры смазать, металлические части обработать против ржавчины и поставить опрыскиватель в защищенном от солнечных лучей и атмосферного воздействия месте.
    Также не мешает проверить интервал обслуживания воздушного фильтра салона.
    Можно обратиться к дилеру, чтобы убедиться, что у вас установлена последняя версия программного обеспечения контроллера. Многие системы обновляются в межсезонье, поэтому проверьте их весной.

Контроль распылителей
          На распылители и фильтры следует обратить отдельное внимание. Рекомендуется все использованные распылители снять и утилизировать: чаще всего они сильно изношены. Не надо отдавать их хранить, чтобы на следующий год использовать в качестве сменных! Это тот случай, когда излишняя бережливость может обернуться серьезными потерями.
Если распылители относительно новые, можно провести их калибровку: замерить расход воды за 1 минуту, начиная с крайних на штанге. Если у 2-х распылителей отклонение более +/- 10 % — надо заменить весь комплект распылителей на штанге. На следующий сезон рекомендуется заранее приобрести несколько комплектов распылителей с учетом планируемых обработок всех культур, комплекты для замены, резервные и тд.
Особое внимание надо уделить фильтрам — нередко индивидуальные фильтры, стоящие перед распылителем, механизаторы просто выкидывают. Поэтому необходимо приобрести новые фильтры для распылителей и весной поставить их обратно.