Растениепитатель, ликвилайзер или мультиинжектор

Остановимся более подробно на агрегатах с технологией впрыска через инъекционное колесо, так называемых ликвилайзерах (мультиинжекторах), которые в последние годы приобретают все большую популярность у российских аграриев.

Нужно отметить, что технология точного внесения жидких удобрений в почву с помощью инъекционных колес и агрегатов, созданных на их основе, является одним из самых эффективных способов, который уже несколько лет успешно применяется во всем мире.

Мультиинжектор – конструкция для точечного внутрипочвенного внесения жидких удобрений – KAC, ЖКУ, раствора мочевины и сульфата aммония, жидкого аммиака и прочего непосредственно в корневую систему растений. Такой способ точечного внесения удобрений дает им возможность достигать корневой области без связывания свободными органическими частицами, не теряя азот при стекании или испарении. 

Это достаточно новая технологий для России, до недавнего времени на рынке были представлены единичные агрегаты для точечного внесения жидких удобрений, самый известный из них – Liquiliser от голландской компании Duport, который вдохновил многих производителей сельхозтехники на создание похожих машин.

В большинстве моделей имеющихся сегодня мультиинжекторов  использованы схожие принципы. В основе технологии – инъекционные колеса, оснащенные мощными ступицами и снабженные полыми иглами из твердых сплавов (как правило, для из изготовления используется легированная сталь, прошедшая термообработку), именно через инъекционную иглу жидкое удобрение впрыскивается в почву. Каждое колесо снабжено одинаковым комплектом игл (в Liquiliser и его аналогах на каждом колесе расположено по 12 игл, а расстояние между точками инъекции составляет 13 см, расстояние между рядами 25 см).

Игла при этом работает по принципу форсунки: в зависимости от скорости и предусмотренной нормы внесения через встроенные клапаны в ступице инъекционного колеса  в почву впрыскивается под давлением 3-6 бар определенная доза удобрений. Эта доза и питает растение непосредственно через корни, которые в течение всего вегетационного периода усваивают потребные вещества в соответствии с требованием роста.

Российские производители техники, справедливо прогнозируя растущий спрос на подобные машины, начали разработку и производство собственных мультиинжекторов. И, в связи с этим, столкнулись с целым рядом проблем, которые отчасти пришлось “расхлебывать” рядовым аграриям, которые на волне повышенного спроса нередко приобретали откровенно “сырые” машины.

Во-первых, это страсть к широкозахватной технике – в случае с мультиинжектором для ряда производителей это стало первым камнем преткновения. Дело в том, что с увеличением ширины захвата повышаются требования к выдерживанию глубины и копированию рельефа: нередко конструкция начинала “скакать” по полю и инъекционные иглы не заглублялись, а просто прокатывались. Увеличение веса рамы и установка дополнительного оборудования потребовали использования более мощных энергосредств, практически полностью исключив для этих агрегатов возможность раннего выхода в поле и значительно повысив расходы ГСМ.

Второе – необходимость герметичной защиты ступицы и высокие требования к материалу игл – на ряде мелкосерийных машин подшипники ступицы были защищены очень слабо, что приводило к заклиниванию инъекционного колеса. А использование марок стали, слабо пригодных к повышенному износу в условиях жесткой эксплуатации, приводило к деформации и постоянному забиванию игл инъекторов. 

Также открытыми долгое время оставались вопросы ремонта и сервисного обслуживания данной техники – далеко не каждый производитель может похвастаться развитой дилерской сетью и налаженной работой сервисных служб.

Сегодня отечественными производителями многие проблемы уже решены и популярность растениепитателей среди российских аграриев растет. При этом многие их пользователи отмечают возросшую устойчивость растений к засухе, повышение урожайности сельхозкультур и качества продукции.